Свободой воли, свободой выбора между Богом и грехом. На эту свободу в природе человека никаких ограничений изначально наложено не было. Потому грехопадение оказалось возможным.
Если говорить о теперешнем состоянии человека, то его свобода всегда ограничена грехом. Полностью свободен только тот, кто свят.
Свобода взаимосвязана с совестью. Тоесть человек способен делать многое, но совесть не позволяет идти на те или иные поступки. Это такой себе внутренний контролер, ограничивающий свободу.
- вспомнился анекдот-"невероятную скорость может развить австралийский бурундук.может,но не хочет".Так и святые в вашем утверждении-самые свободные люди-свободны делать что угодно-но не хотят. .Надо бы определить понятие свободы-а то дискуссия может затянуться.
# Добавлено: Пт Авг 28, 2009 10:41 am Заголовок сообщения:
Alena писал(а):
Свобода взаимосвязана с совестью. Тоесть человек способен делать многое, но совесть не позволяет идти на те или иные поступки. Это такой себе внутренний контролер, ограничивающий свободу.
Совершенно верно. Когда мы говорим о неограниченной свободе воли, мы имеем в виду отсутствие каких-либо внешних ограничений. Внутренние ограничения есть как у Бога, так и у людей.
Добавлено спустя 4 минуты 29 секунд:
Irinka писал(а):
а как же искушение? ведь святые люди испытывают его в разы больше? можно ли сказать, что они свободны от искушений? или я не о том....
Пока человек жив, мы не можем с полной уверенностью утверждать, что он свят. Мы можем верить, надеяться, видя его праведную жизнь, однако утверждать может только Бог. В любом случае - Бог не попускает искушения паче силы нашей.
Люди, прославленные как святые после смерти, совершенно свободны от искушения и от греха, и на Страшном Суде сама их жизнь обличит грешников.
Если говорить о теперешнем состоянии человека, то его свобода всегда ограничена грехом. Полностью свободен только тот, кто свят.
Поясните, пожалуйста.
В посланиях Апостолов есть следующие строки:
Кто кем побежден, тот тому и раб. (2 Пет. 2, 19)
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. (1 Кор. 6, 12)
Когда в человеке есть некая греховная страсть (или многие страсти), она порабощает человека, так что он ни о чём, кроме неё, и не думает, устремляет все свои усилия на служение этой страсти - и в результате в жизни такого человека не остаётся места для Бога. Наиболее броские примеры одержимости страстями - наркоманы, алкоголики, азартные игроки, трудоголики и т.п. Страсти всегда сопутствует болезненная надрывность, кажущаяся невозможность жить без служения страсти.
Когда человек избавляется от той или иной страсти, он всегда чувствует облегчение, освобождение. Избавление от страсти обычно сопровождается расширением кругозора: человек начинает замечать как в себе, так и в окружающем мире многое из того, на что раньше, по причине порабощённости страстью, он не замечал вовсе. Это может быть и нечто положительное (скажем, возможность кому-то помочь или перспективное направление дальнейшего развития), а могут быть и другие грехи, прикрытые данной страстью, которые на её фоне не были заметны.
Таким образом, процесс избавления от греха есть процесс освобождения, а полное избавление от греха - святость, обожение по благодати - есть совершенная свобода.
Когда в человеке есть некая греховная страсть (или многие страсти), она порабощает человека, так что он ни о чём, кроме неё, и не думает, устремляет все свои усилия на служение этой страсти - и в результате в жизни такого человека не остаётся места для Бога. Наиболее броские примеры одержимости страстями - наркоманы, алкоголики, азартные игроки, трудоголики и т.п.
Но ведь человек свободен выбирать: потакать своей страсти или бороться с ней. Бросают же люди, и пить и курить, хотя и не все. Тем более в цитате, что вы привели, не говорится об ограничении свободы грехом.
Но ведь человек свободен выбирать: потакать своей страсти или бороться с ней. Бросают же люди, и пить и курить, хотя и не все. Тем более в цитате, что вы привели, не говорится об ограничении свободы грехом.
К сожалению, человек не всегда свободен выбирать... Случается, что страсть завладевает им настолько, что он становится одержимым и теряет способность к критическому самовосприятию.
Да и в тех случаях, когда человек осознаёт существование страсти и хочет от неё избавиться, он не свободен, пока не избавился от этой страсти.
Кто не может не курить, тот несвободен от курения, хочет он избавиться от него или нет...
Если использовать наиболее точные формулировки, то грех блокирует реализацию свободы человека по направлению к обожению, т.е. грехом уменьшается подобие человека Богу и сама его способность стать подобным Богу: грешник зачастую более не ищет покаяния, а предпочитает жизнь во грехе. Образ Божий грехом не разрушается, а затемняется, заслоняется, так что он уже как бы и не заметен, не проявляется.
Да, это так. Грех не может уничтожить образ Божий в человеке, т.е. лишить человека свободы воли, однако человек, возлюбив грех, может захоронить этот образ в себе очень глубоко.
И получится так: теоретически-то он может не грешить, а на практике не может или не хочет. Свобода воли проявляется в действиях человека. Если у него нет свободы действий, то свобода воли остаётся, но никак не проявляется. То есть образ есть, но он пуст, мёртв.
Примерно так я представляю себе "смерть вторую", о которой написано в Откровении Иоанна Богослова.
Когда мы говорим о неограниченной свободе воли, мы имеем в виду отсутствие каких-либо внешних ограничений.
- ОГО,вот это Вы высказались,Zealot!Сами придумали?отсутствие внешних ограничений- характеристика СВОБОДЫ ДЕЙСТВИЙ(производных от воли),а не силы воли.Надо определять понятия,перед тем как строить на них все что Вы далее написали.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы