Поиск по сайту:  
 
Новости   Форум   Журнал   Статьи   Публикации   Галерея   Юмор   Скачать     Библия  
НОВОСТИ
Все новости сайта

НАША ГАЛЕРЕЯ

Воскресший Христос

Воскресший Христос

Альбом: Воскресение
Вся галерея

Поиск
Google

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Христианский православный форум для молодежи


Список форумов Христианский православный форум для молодежи
Поиск Поиск Пользователи Пользователи Профиль Профиль  Войти и проверить личные сообщения Войти и проверить личные сообщения Вход Вход  Регистрация Регистрация 
Сообщения без ответов
Патрологические зарисовки. Реакция на Ефес (2). Заключение

 
Начать новую тему Ответить на тему вывод темы на печать


Автор Сообщение
Aleksej
Я здесь живу
Я здесь живу
Репутация21

Возраст: 46
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 09.12.2008
Сообщения: 940

Награды: Нет



# Добавлено: Пн Мар 14, 2011 3:51 am     Заголовок сообщения: Патрологические зарисовки. Реакция на Ефес (2). Заключение Ответить с цитатой

См. тему:
Патрологические зарисовки. Реакция на первый Ефес.


Второй Ефесский собор патриарха Диоскора

Флавиан действовал жестоко, расстреливая сторонников Евтихия анафемами, Хризафий интриговал Флавиану, подбивая Александрию к собору, император слушал Хризафия, Пульхерия слушала Льва, а Евтихий, все больше слабея рассудком, не слушал никого и только строчил письмо за письмом, перетягивая возможных сторонников. Полная неразбериха должна была разрешиться жертвой. По закономерности – жертвой стал патриарх Константинопольский, не прислушавшийся к Риму и давший в руки старинного недруга – Александрии все козыри.

Восток также не дремал. Преемник Иоанна Антиохийского – Домн, не раздумывая подписывал все акты Флавиана, а святитель Феодорит Киррский, которого, как помним, теснил в свое время Евтихий, отзывался о патриархе, как о новом светоче. Антиохийцы копили силы для последней битвы с александрийцами.

Новый собор открылся в августе 449 года.

Подсудимым был Евтихий, но был странным подсудимым. Главные его противники – епископ Евсевий Дорилейский, епископ Феодорит Киррский и епископ Флавиан Константинопольский были поставлены в дикое положение.

Флавиана обвиняли чуть не в подтасовке актов собора, осудившего Евтихия и он становился простым делегатом, а Феодориту с Евсевием было запрещено покидать пределы церквей. Председателя собора выбирали по значению. До знаменитого двадцать восьмого правила Халкидона патриархи не были расположены по чести в диптихе, но значение каждого определялось приближением к императору и удалением от первой столицы – Рима.

Первым шел епископ Рима, но римский патриарх и папа приехать не мог. Вторым – епископ Константинополя, но патриарх сам оказался почти подсудным. Третьим по значению был епископ Александрии. Этот папа и патриарх был совершенно свободен и исполнен намерения поступить с имперским епископом по примеру предшественников. Раздавить.

Не знал Диоскор Александрийский, что станет виновником отпадения целого континента от вселенского православия. Этот патриарх отталкивал всем. Возвышению своему он был обязан святителю Кириллу Александрийскому, но не умел быть благодарным. По вступлении на престол, Диоскор становился преемником имущества Кирилла и обязывался помогать многочисленной семье покойного. Мы плохо знаем, каким образом Диоскор обобрал их. Известно, что родственники покойного архиепископа отсидели в имперской тюрьме, а позже почти все погибли на родине.

Вот как писал о нем александрийский диакон Федор (письма – из разбирательства дела Диоскора на Халкидоне):

«То, что дерзнул (сделать) почтеннейший Диоскор, бывший епископ великого города Александрии, требует особенного языка, который бы мог показать каждую из его дерзостей — против (императорского) величества и святых канонов отцов, равно как и против многих и различных (лиц) той области. Сделанное им оскорбление величества покажут вашей святости деяния, бывшие в присутствии различных сановников.

А чтобы кратко высказать то, что он сделал против нашего смирения, я нахожусь здесь (как) проситель к вашей святости. Около двадцати двух лет я нес военную службу в школе благоверных магистрианов, не возбуждая против себя никакой жалобы или неудовольствия, и надеялся удостоиться привилегий этой великой школы.

Но святой и блаженной памяти Кирилл, бывший (32 года) архиепископом именитой Александрии, поборник правой и непорочной веры, имел меня депутатом, и особенно во время собора, бывшего под его председательством в Ефесе. Безукоризненно я служил и этому святому, Богом собранному, собору, так что он за честность и усердие удостоил меня (принять) в клир великого города Александрии. А как я по-видимому лишился плодов многолетней военной службы, то, считая за большую честь служить божественным и пречистым тайнам, пробыл в том клире пятнадцать лет, надеясь удостоиться и большей чести.

Но между тем блаженной и святой памяти Кирилл отошел от (сей) человеческой жизни, и ему наследовал — о, если бы это не случилось! — почтеннейший епископ Диоскор, который, без всякого письменного обвинения против меня, даже без всякой простой жалобы, в начале (своего) епископства,— которое не знаю как он получил,— исключил меня из клира, угрожая изгнать даже из великого того города, ни за что-либо другое, как только за то, что я удостоился близости и благосклонности блаженной памяти Кирилла.

Цель его — изгнать из того города или даже лишить жизни не только родственников его, но и близких к нему (Кириллу), которого он ненавидел за его правую веру; ибо он еретик и всегда мудрствует по-оригеновски; это человек, дозволявший себе богохульствовать о святой Троице, нечуждый убийств, не опасающийся ни рубить чужого леса, ни производить пожары, ни разрушать дома, и всегда живший гнусно».


Карташов, впрочем, вовсе не склонен верить всем обвинениям безоговорочно. Он писал в своей соборной истории о раскулачивании зажравшихся родственников свт. Кирилла Диоскором. Как бы то ни было, одним раскулачиванием обвинения ограничены не были.

Самое тяжкое его злодеяние – изъятие зерна у Ливии в годы голода. Прочтем свидетельство Исхириона, диакона Александрийского:

«Какие пьяные ругательства часто произносил он на святую и единосущную Троицу,— известно всему народу того именитого города, равно как почтенному клиру и почтеннейшим монахам.

Он имел против всех такую дерзость, неприличную епископу, особенно такого города, и занимающему такой евангельский престол, что даже и пшеницу, посланную благочестивейшими нашими императорами церквам Ливии,—по той причине, что область эта бесплодна и в ней вовсе не родится пшеница,— для того, чтобы (из нее) во-первых приносима была бескровная жертва, а потом странники и туземные бедняки получали пропитание,— не допустил взять святым епископам этой области, но скупил упомянутую пшеницу за большие деньги, а потом во время голода распродал ее по самым тяжким ценам.

От этого ни страшная и бескровная жертва не совершалась, ни странники и даже туземцы, как я сказал, не получали утешения.— Далее дело против светлой памяти Перистерии знает всякий, особенно из жителей этого царствующего (города) нового Рима. Ради спасения своей души, она, по завещанию, отказала большое количество денег монастырям, также странноприимным домам и приютам для нищих и другим беднякам египетской области.

Недовольный тем, что она (ничего) не оставила на его лицо, этот почтеннейший муж устроил так, что эти деньги предоставлены были музыкантам и другим театральным лицам, так что благоухание от жертвы светлой памяти Перистерии не возносилось к Богу, сколько (это зависело) от него. Но об известном предположении этой (женщины достаточно) показано.

А распутство, (страсть к игре) и роскошь вышеупомянутого почтенного мужа не безызвестны всей той области: весьма часто бесстыдные женщины открыто веселились с ним в епископии и в его бане, особенно пресловутая Пансофия, по прозванию Горная, о которой пустил молву многочисленный александрийский народ, вспоминая ее и ее любовника; (это) будет объяснено вашему ангельскому собранию.— Но этого мало: бывали и убийства по милости этого удивительного священнослужителя».


Были и другие свидетельства, но нам достаточно этих, чтобы составить мнение об александрийском епископе.

Известно ли было императору о таком характере Диоскора? Если известно, то об этом ничего не известно нам. Зато прекрасно известно, что советчик императора – евнух Хризафий не просто знал, а и был сообщником Диоскора. Именно Хризафий отдавал приказ о заключении в темницу родственников Кирилла Александрийского.

По совету Хризафия Феодосий пишет Диоскору:

«Самодержцы, кесари, Феодосий и Валентиниан, победители, триумфаторы, высочайшие, всегда досточтимые, августы, Диоскору.

Всем известно, что состояние нашего государства и все человеческое утверждается и поддерживается благочестием к Богу. Когда благоволит верховный Судия, то все дела текут и направляются счастливо и по нашему желанию.

Итак, получив по божественному промышлению царство, мы должны прилагать величайшую заботливость о благочестии и благоповедении наших подданных, чтобы и истинная вера и наше государство сияли искреннею ревностью о высшем благе и полным благочестием. Поэтому, когда в настоящее время неожиданно возникло некоторое недоразумение, то, — для охранения кафолических и апостольских догматов нашей православной веры, которая, будучи волнуема разнообразными мнениями, естественно, возмущает и смущает сердца и умы людей, — мы сочли неуместным оставить без внимания этот проступок, чтобы такое опущение не оказалось оскорблением самому верховному Судии.

И потому мы повелели собравшимся благочестивейшим и боголюбезнейшим мужам, для которых важнейшее дело составляет забота о благочестии и православной и истинной вере, подвергнувши тщательному исследованию, с одной стороны разрешить все это тщетное недоумение, а с другой утвердить истинную и богоугодную, т. е. православную, веру.

Вследствие этого и твоя святость, взявши с собою десять почтеннейших епископов — митрополитов из твоего округа, и десять других святейших епископов, известных умом и жизнью и пред всеми славных справедливостью, знанием чистой и истинной веры и учительством, пусть поспешит без замедления, к ближайшим августовским календам, прибыть в Ефес, метрополию Асии, (разумеется, никто другой, кроме упомянутых епископов, не будет обременять святейший собор), чтобы таким образом, когда все святейшие и боголюбезнейшие епископы, которым мы повелели собраться нашими высочайшими посланиями, соберутся вместе в упомянутом городе и сделают тщательное исследование и разыскание, чтобы, с одной стороны искоренилось всякое нечестивое заблуждение, а с другой утвердилось и достойно просияло учение веры православной, и истинной, и угодной Спасителю нашему Христу, которое, на будущее время, при помощи Всевышнего, крепко и непоколебимо должны содержать все.

Если же кто опустит этот столь необходимый и богоугодный собор и не постарается в упомянутое время прибыть в назначенное место, то не будет иметь никакого оправдания ни пред Всевышним, ни пред нашим благочестием; отказывающийся от священного собрания необходимо наказывается своею нечистою совестью.

При этом Феодориту, епископу Киррскому, которому уже приказано оставить свою церковь, мы повелеваем не прежде придти на святой собор, как когда угодно будет всему святому собору, чтобы и он присутствовал на этом святом соборе. Если же возникнет касательно его какое-либо разногласие, то мы повелеваем без него собраться святому собору и решить то, что повелено.

Дано на третий день апрельских календ в Константинополе, после консульства знаменитейших Зенона и Постумиана».


В следующем письме император повелевал прибыть на собор Варсуме.

Эта личность требует отдельного рассмотрения. Варсума был сирийцем, имевшим монастырь на границе с Персией. Полудикий и полностью безграмотный, Варсума прославился ревностным исполнением приказов императора против несториан. На заседании Халкидона епископы воскликнут: «Варсума опустошил Сирию». Действительно, о нем нелестно отзывается Евагрий Схоластик, а это – столетие позже. Память о монахе надолго пережила его самого.

Варсума имел такую власть в Антиохии, что его боялись сами епископы. Кроме всего прочего, Варсума был другом Евтихия. Таким образов, делегация Диоскора немногим отличалась от той армии, которую привез с собой в свое время в Ефес Кирилл. Тогда Шнуди привез из Египта целую толпу монахов для поддержки своего епископа. Теперь массовку доверили сирийцу Варсуме.

«Высочайшая грамота, писанная Диоскору, почтеннейшему епископу александрийскому.

Дошло до слуха нашей светлости, что на Востоке многие из почтеннейших архимандритов вместе с православными мирянами негодуют на некоторых, признанных зараженными нечестием Нестория, епископов некоторых восточных (городов) и подвизаются за православную веру. Вследствие этого нашему величеству угодно было, чтобы богобоязненнейший пресвитер и архимандрит Варсума, известный чистотою жизни и православною верою, прибыл в город Ефес и, занимая место всех богобоязненнейших архимандритов восточных, помогал твоей святости и всем собравшимся там святейшим отцам, дабы постановлено было о всем угодное Богу. Итак пусть твое благочестие, усматривая, что вся наша забота обращена к православной вере, удостоит благосклонно принять упомянутого почтеннейшего архимандрита и приготовит его к участию в вашем святом соборе.

Дано в майские иды в Фералле, в консульство знатнейшего Протогена и того, кто будет объявлен».


Получив неограниченные права, Диоскор поспешил убрать из числа соборян, кроме Евсевия и Феодорита, еще пятнадцать епископов, которым не слишком доверял. Евсевия Дорилейского, укрывшегося у епископа Стефана Ефесского, Диоскор поручил попечению Варсумы. Евсевий отбивался от монахов, как мог.

Только чудом выдержали стены дома епископа Стефана: «Как скоро я принял в общение пресвитера Елпидия и других диаконов и епископа Евсевия (Евсевий сам знает это), ко мне в епископию вторглись Елпидий, и Евлогий, и воины, и монахи Евтихия, числом до 300, и хотели убить меня, говоря: так как ты принял врагов императора, то и ты враг императора. Я говорю: я странноприимец и ничем не причастен делу, я не мог не принять в общение пришедших общников. И таким образом все сделано было по принуждению и насилию».

Собор начался 8 августа. Диоскор сидел на возвышении. Подле председателя расположился легат Рима епископ Юлий. Юлий был стар и не знал по-гречески. Диоскор намеренно посадил его подле себя. Он знал, что трое других легатов – священник Ренат, нотариус Дульпиций и дьякон Иларий по-гречески разумели. Но, разумея, не могли применить знания, т.к. обязаны были сесть позади всех епископов. Юлий представил Диоскору послание папы, в котором осуждался Евтихий:

«Епископ Лев святому собору, собравшемуся в Ефесе, (желает) о Господе всякого блага.

Благочестивейшая вера благосклоннейшего императора, зная, что к его славе по преимуществу относится то, если внутри Церкви кафолической не будет произрастать никакое зерно заблуждения, оказала такое уважение к божественным догматам, что для исполнения святого своего намерения призвала авторитет апостольской кафедры, как бы желая от самого блаженнейшего Петра получить разъяснение того, что было похвалено в его исповедании, когда на вопрос Господа: за кого почитают Меня. сына человеческого (Мф. 16, 13), ученики представили различные мнения людей; но когда сами они были спрошены, как веруют, то первый из апостолов, соединив в кратком слове полноту веры, сказал: Ты Христос, Сын Бога живого (Мф. 16, 16), т. е. Ты, который истинно сын человеческий, и вместе истинно Сын Бога живого, — Ты, говорю, истинный в божестве, и истинный во плоти и, сохранив свойства двоякого естества, один в том и другом.

Если бы Евтихий осмысленно и живо веровал этому, то никак не удалился бы от пути веры. Поэтому и Господь отвечал Петру: блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой, Который на небесах. И Я говорю тебе, что ты Петр, и на этом камне построю мою Церковь, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 17-18).

Слишком далек от состава этого здания тот, кто не принимает исповедания Петра и противоречит евангелию Христа, показывая, что он никогда не прилагал своей заботливости узнать истину, и напрасно носит почтенный вид тот, кто никакою зрелостью души не украсил седину своей старости.

Впрочем, так как не должно оставлять без попечения и таких, и христианнейший император весьма справедливо и благочестиво пожелал составить собор епископов, дабы полным рассуждением могло уничтожиться всякое заблуждение: то поэтому и я послал моих братьев, епископа Юлиана, пресвитера Рената и сына моего, диакона Илария, и с ними нотариуса Дульцития, испытанной нами веры, которые заменили бы мое присутствие на святом собрании вашего братства и общею с вами мыслию постановили бы то, что должно быть благоугодно Господу, т. е., чтобы прежде всего, осудив гибельное заблуждение, рассудили бы даже и о восстановлении того, кто заблудил неблагоразумно, если только он, приняв истину, вполне и открыто осудит собственным голосом и подписью еретические понятия, в которых запутался по несмыслию, что он и сам объявил в своей просьбе, которую прислал к нам, обещая, что он во всем готов последовать нашему суждению.

Получив же послание от нашего брата и соепископа Флавиана, мы совершенно полно отписали ему о том, что, казалось, относилось до нас, так чтобы, по уничтожении того заблуждения, в котором находился обесчестившийся им, в похвалу и славу Бога во всем мире одна была вера, одно и тоже исповедание, и о имени Иисуса поклонилось бы всякое колено небесных, земных и преисподних, и исповедал бы всякий язык, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Филип. 2, 10). Аминь.

Дано в начале июня в консульство славнейших мужей Астерия и Протогена».


Диоскор, однако, отдал письмо протонатарию, который стал читать вовсе не его, а имперский приказ ввести в число соборян Варсуму. Соборяне, мало что поняв, согласились с имперским приказом, а после так заслушались панегириков протонатария римским легатам, что забыли о послании епископа Рима.

В имперском послании были очень интересные слова. Прочтем внимательно:

«Высочайшая грамота, посланная Варсуме, почтеннейшему архимандриту.

Не укрылось от нашего благочестия, в какой борьбе находятся в странах Востока богобоязненнейшие и святейшие архимандриты, ратующие за православную веру и отвращающиеся от некоторых из восточных епископов, зараженных нечестием Нестория, в чем содействует этим богобоязненнейшим архимандритам и православный народ.

Так как и твоя святость, как дошло до нашего благочестия, взяла на себя такой же труд для православной веры: то считаем справедливым, чтобы твоя святость, славная чистотою жизни и православною верою, прибыла в город Ефес и, занимая место всех богобоязненнейших архимандритов восточных, присутствовала на назначенном там святом соборе и вместе с прочими святыми отцами и епископами постановила угодное Богу.

Дано накануне майских их, в Александрии».


Грамота недвусмысленная и недвусмысленно вздорная. Из нее получается, что собор созывается на несториан, а никак не на Евтихия. А единственное событие, которое можно заподозрить в криптонесторианстве – отлучение крайнего «кирилловца» Евтихия. Мишенью становится Флавиан.

Вызвали Евтихия. Евтихий прочел исповедание:

«Святейшему и боголюбезнейшему вселенскому собору, собравшемуся в митрополии Ефесской, от архимандрита Евтихия.

«Благодарю всесвятого Бога в настоящий день, в который благочестие чрез вас получило право свободной речи; и уведомляю ваш святой собор о том, что воспоследовало со мною, особенно же против правой веры. Хотя я с самого детства предположил жить в бездейственном молчании даже до старости и уклоняться от всякого возмущения, однако мне не удалось воспользоваться таким предположением; но я окружен крайними опасностями навета, за то, что я, по определению первого здешнего святого собора вашего, не согласился мудрствовать против той веры, которая изложена святыми отцами в Никее. А прежде объяснения того, что случилось, необходимо, для удовлетворения вашей святости, снова сделать известным содержимое мною исповедание святого догмата, свидетельствуясь как самим Богом, так и вашею святостью, с которою и сам я всегда по своей силе подвизался против еретиков за православную веру.

Верую в единого Бога, Отца вседержителя, творца всех видимых и невидимых; и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца единородным, то есть, из существа Отца, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, — чрез которого все произошло, что на небе и что на земле, — который ради нас человеков и ради нашего спасения снизшел, воплотился, вочеловечился, страдал, и воскрес в третий день, восшел на небеса, придет судить живых и мертвых. И в Святого Духа. А тех, которые говорят: было время, когда Его не было, и прежде, нежели родился, Он не существовал, равно и тех, которые говорят, что Он произошел из не сущего, или из другой ипостаси или существа, или есть изменяемый и переменяемый Сын Божий, — анафематствует апостольская и кафолическая Церковь.

Так издревле усвоив от своих предков, я веровал и верую; в этой вере я и родился и тотчас был посвящен Богу, и меня приняло Его человеколюбие. В этой вере, крестившись, я запечатлен, и жил даже до сего дня, и в ней желаю умереть. Эту веру утвердил и упомянутый прежний здесь святый и вселенский собор, на котором председательствовал блаженной и святой памяти отец наш и епископ Кирилл, и постановил определение: того, кто вопреки этой вере что-либо прибавит, или измыслит, или будет учить, подвергать наказаниям, которые тогда же означены. Списки с этого (определения) прислал мне упомянутый святый отец наш и епископ Кирилл, и они у меня теперь в руках. Посему, покоряясь святому собору, я доныне хранил и его определения».


Флавиан потребовал к ответу обвинителя Евтихия – Евсевия Дорилейского, но собор ответил свистом и требованием «поджечь Евсевия», а затем «низложить Флавиана». Позорные крики и вопли, которые после – на Халкидоне - епископы будут оправдывать страхом. «Солдаты принудили нас», - будут оправдываться епископы.

Флавиану стали припоминать многое. Припомнили, как он отлучил от причастия монахов обители Евтихия. На суд вызвали священника Нарсеса и тот прочел в высшей степени оскорбительное послание:

«Святому и боголюбезному вселенскому собору, (собравшемуся) в Ефесской метрополии, от пресвитера Нарсеса, и Тимофея, и Евсевия, и Константина, и прочих диаконов и иподиаконов и всех монахов, подведомых благочестивейшему пресвитеру и архимандриту Евтихию.

Узнав из божественных слов о благах, обещанных от человеколюбца Бога верующим в Него (Мф. 19, 21. 29), мы презрели (и родство), и деньги, и почести, которыми каждый из нас украшался, и различные воинские должности, словом — все человеческие кажущиеся блага, которыми мы награждались и еще надеялись наслаждаться, и все собрались в одно сожительство монахов, чтобы вести жизнь воздержную.

Благодатью Господа Христа мы составляем уже число 300, и, повинуясь учениям благочестия и правды, под руководством почтеннейшего архимандрита Евтихия, живем в таком воздержании уже 30-й год, а многие и несколько более.

Но благочестивейший епископ царствующего (города) Константинополя Флавиан, когда ему должно было и настоящее хвалить, и к лучшему увещевать, и окружить всяким попечением тех, которые, оставив человеческое, прибегли к Богу, поступил совершенно напротив, чем надлежало. Он осыпал клеветами и хулами нашего пастыря и под видом благочестия нашел несправедливый предлог к его осуждению в том, что он не богохульствует вместе с ним, вопреки определению веры, которое изложил святой Никейский собор, и утвердил (собор) прежде бывший в этом Ефесе.

Нам же, чрез посланного им пресвитера Феодосия с другими находящимися с ним клириками, приказал удаляться от пастыря и даже не говорить с ним, а монастырское имущество, под именем бедных, берег для него самого, ибо он торговал им.

А кто не будет этого делать, тех и самих вместе с учителем отлучить от общения святых таинств. И святой алтарь, который он (Евтихий) водрузил за шесть месяцев до умышленного извета, стоит без божественного жертвоприношения. Мы же до самого вашего святого собора были связаны таким неправедным его отлучением. А некоторые из наших братий умерли в состоянии неправедного наказания.

И хотя мы (все) другое, свойственное монашескому житию, отправляем по правилам монахов, однако ж пребываем чуждыми тех, которых (чужды только) обвиненные в нечестии. В слезах о таком несчастии нас застал спасительный день рождества Владыки и Спасителя нашего Бога и Господа Иисуса Христа: и тот день, который всем христианам приносит радость, мы провели в печали, вместо молитв богослужения изливая устами рыдания.

В них застал нас и день Богоявления. Как приближающиеся к смерти, по любви к (своей) душе, оплакивают (свой) конец, так и мы, лишенные чистейших таинств, провели (тот день) в плаче. Наступил день и спасительного страдания, и священная ночь, и торжество воскресения, во время которого наши святые отцы отпускают епитимии премногим грешникам, императоры разрешают узы преступникам, и всякий дом и всякая площадь наполняются праведною радостью; а мы, содержимые узами неправедного отлучения, не видим никакой милости от обвинителя; но вот уже прошло девять месяцев, а он остался непреклонным до настоящего времени, всячески вынуждая от вас такой о себе приговор.

Чтобы он получил достойный плод своего несправедливого против нас (произнесенного) осуждения. Справедливый ваш приговор о нем, и таким образом, по святому Писанию, был судим, как сам судил (Мф. 7, 1. 2), и был наказан (сообразно тому), как строил козни. Поэтому умоляем ваш святой собор — сжалиться над нами, потерпевшими такое несправедливое наказание от священника за благочестие, возвратить нам общение, несправедливо отнятое, а ему, совершившему это, воздать возмездие за то, что он неправедно судил.

Нарсес пресвитер подписал своею рукою. Также подписали все. Диаконы: Тимофей, Евсевий, Константин, Евстафий, Зиновий, Авксентий, Зиновий, Смарагд, Елевсиний, Констанций. Иподиаконы: Феодул, Геронтий, Порфирий. Монахи: Мартирий, Панхарий, Павлона, Филумен, Авраамий, Юлиан, Антоний, Македоний, Тимофей, Юлиан, (Евпрепий), (Дорофей), (Картасий), (Тимофей), Евгений, Феотим, (Иоанн), Малх, Еввул, Гимнасий, Ипатий».


Разыгрывался спектакль в лучших традициях. Диоскор потребовал прочесть символ Федора Мопсуестийского, а, после возмущения этим символом, наложил анафему на любые символы, кроме Никейского.

А затем... обнаружил, что под эту анафему подпадает символ, прочитанный Флавианом на локальном Константинопольском соборе, где был отлучен Евтихий. И, разумеется, Евсевий, читавший что-то подобное символу на прениях против Евтихия. Неперебиваемая юридическая диверсия.

Началось голосование. Не об оправдании Евтихия, а о низложении Евсевия и Флавиана. Епископы были послушны и проголосовали, как нужно. Только два голоса раздались против произвола. С протестом выступил сам Флавиан, а за ним – римский легат Иларий.

Вот как описывается событие в документах Халкидонского разбирательства:

«Диоскор, епископ Александрийский, сказал: святой и великий собор, волею Божиею некогда собиравшийся в Никее, изложил нашу правую и непорочную веру, которую утвердил и (святой собор), недавно собиравшийся здесь, и определял ее одну содержать и проповедовать в Церкви; он постановил и то, что никому не позволяется излагать другую веру, кроме этой, или изыскивать, или поновлять что-нибудь, или извращать что-нибудь в нашем досточтимом вероисповедании; а тех, которые покушаются вопреки этому или мудрствовать, или изыскивать, или составлять что-нибудь, или же стараются совершенно перестроить то, что определено, подверг известным наказаниям, именно: если то будут епископы, отчуждать от епископства, если клирики — от клира, а если миряне, отлучать от общения (с Церковью).

Это мы знаем из недавно прочитанных документов. Флавиан же, бывший епископ церкви Константинопольской, и Евсевий Дорилейский, как ясно видит (весь) этот святой и вселенский собор, оказываются почти все извращающими и перестраивающими, и подали повод к соблазну и смятению святым церквам и всем православным народам; ясно, что они сами себя подвергли наказаниям, некогда соборно определенным нашими святыми отцами.

Поэтому и мы, утверждаясь на их (определениях), присуждаем упомянутых Флавиана и Евсевия к лишению всякого священнического и епископского достоинства.

Каждый из присутствующих благочестивейших епископов пусть изложит свое мнение и с ясностью внесет его в документы. Обо всем же, что ныне сделано, пусть будет донесено благочестивейшим и христолюбивейшим императорам нашим.

Епископ Флавиан сказал: апеллирую на тебя.

Илар, диакон римской церкви, сказал: contradicitur! (Возражается!)

При чтении этого, восточные и бывшие с ними почтеннейшие епископы воскликнули: «Анафема Диоскору! В этот час он осудил, в этот же час пусть (сам) будет осужден. Святый Господи, Ты сам отмсти за Себя. (Господи, Ты отмсти ему. Православный император, ты отмсти ему). Льву — многая лета; патриарху — многая лета».


Дальше в документе приведен список открыто голосовавших епископов. Все проголосовали низложить иерархов. Мы читаем в Халкидонских оправданиях о протестах епископов. Но подписи говорят об обратном.

После всех епископов в соборных актах, - дело неслыханное, - стоит голос батюшки Варсумы:

«Пресвитер и архимандрит Варсума, чрез переводившего (слова) его монаха Евсевия, (сказал: следуя святым отцам, собиравшимся в Никее и прежде сего в Ефесе, а теперь — вашей святости, и я осужу осужденных вами — Флавиана, бывшего епископа константинопольского, и Евсевия, зная, что сделанное вашею святостью совершено по страху Божию)».

Потом, на Халкидоне, эти епископы скажут: «Мы погрешили и просим прощения» и заклеймят Диоскора с Варсумой убийцами, но – документ ясен. Флавиана убивали сообща.

«Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «Слышало ваше человеколюбие, что не мне одному высочайший император наш вручил суд, но дал соборную власть и епископу Ювеналию и святейшему епископу Фалассию. И мы судили о том, о чем уже было рассуждено; с нами согласился весь собор (почему же вину распространяют только на меня одного, когда власть разделена была между троими и с нашим судом согласен был, как я сказал, весь собор), и изложил собственными голосами, и подписал; подписанное представлено было благочестивейшему императору, блаженной памяти Феодосию, который все, о чем было рассуждено на святом вселенском соборе, утвердил общим законом».

Почтеннейшие восточные епископы и бывшие с ними воскликнули: Никто не был согласен; сделано было насилие с побоями; и мы подписали пустую бумагу. Нам угрожало осуждение, нам угрожала ссылка; воины стояли с палками и мечами, и мы убоялись палок и мечей. Где палки и мечи, какой тут собор? Диоскор взял с собою воинов для того, (чтобы устрашить нас. Воины низложили их более, чем мы; а что мы сделали, то сделали из страха). Человекоубийцу вон изгоните. Флавиана низложили воины».

Египетские почтеннейшие епископы и бывшие с ними воскликнули: «Сами они первые подписали. Зачем теперь кричат клирики? Собор составляют епископы, а не клирики. Лишних вон изгоните. Подписавшиеся пусть выйдут на средину. Мы подписались после вас».


Некоторым оправданием им служит присутствие на соборе изувера Варсумы и его монахов. Варсума доносил истины веры языком простым, неискусным, но весьма доходчивым:

«После этого поднялись все египетские, и монахи, сопутствовавшие Варсуме, и весь народ, и начали говорить: кто говорит — два естества, того рассечь на двое; кто говорит — два естества, тот Несторий».

Но мало чтений гаже мелких епископских оправданий за Ефесские деяния на Халкидоне. Диоскор и на Халкидоне припер епископов к стенке одной фразой: «Пусть самые памятные записки покажут истину». Записки обличали нещадно. Историк Церкви Тьерри напишет: «Страх и низость заплатили дань бесчестности, мщению и ненависти».

Вот перепалка на Халкидоне между Онисифором Иконийским и Диоскором:

«Я сказал (потихоньку) сидевшим близ меня епископам: правило это читается не для чего другого, как для осуждения епископа Флавиана. А близ меня были почтеннейший епископ Синнадский Мариниан и господин Епифаний Пергский. Если же и произойдет негодование, то оно будет против Евсевия; потому что никто не будет столько безумен, чтобы сделать что-нибудь подобное прямо просив Флавиана.

По прочтении этого правила, он (Диоскор) тотчас сказал: давай сюда нотариев. И было принесено и прочитано осуждение блаженного Флавиана. Я встал, поднял других епископов и, обнимая колена его, говорил: нет, клянусь стопами твоего благочестия, он не сделал ничего достойного осуждения. Если же он достоин порицания, то пусть порицается. (Диоскор), встав с трона и стоя на подножия его, сказал: бунт против меня воздвигаете? Давай сюда стражу. И таким образом, убоявшись, мы подписались.

Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «лжет; он должен быть наказан. (Я не говорил: давай сюда стражу)».


О дальнейших действиях Диоскора говорят послание Евсевия Дорилейского и страницы истории Евагрия Схоластика.

Почтеннейший епископ Александрийский приблизился к почтеннейшему епископу Константинопольскому и дал ему по лицу, а после попинал ногами. «Сверх сего Евсевий доносил, что Флавиан безжалостно умерщвлен Диоскором, который толкал его и бил ногами».

После подбежали монахи Варсумы и довершили дело. Патриарха били ногами и дубинами, а Варсума скандировал: «Убей! Убей!». Епископы в ужасе разбежались, а Флавиана войны бросили умирать на солому, а когда же он очнулся, то быстро снарядили в фригийскую ссылку, по дороге в которую патриарх и умер.

Также заточили и Евсевия, но ему удалось сбежать и перебраться в Рим, под покровительство папы. Там он встретился с дьяконом Иларием. Тем самым, кто не побоялся подать голос в защиту Флавиана. Иларий до конца дней сохранил память о злом соборе и первым увековечил исповедничество Флавиана фресками.

«Деяния Вселенских соборов» на этом почти прекращают описания Второго Ефесского собора.

Между тем, сирийские источники сохранили для нас продолжение. В приличном изложении описание можно прочесть у Jean Pierre Paulin Martin’a в «Pseudo-Synod of Ephesus» , стр. 174-185. Также сведения сохранились в письмах Феодорита Киррского.

Второй Ефесский собор с этого момента теряет даже формальные признаки «Вселенского собора». Папские легаты отсутствовали. Диоскор судил по собственному усмотрению.

Легаты отклонили приглашение на заседание 22 августа, сославшись на то, что имели от папы только полномочия для участия в деле Евтихия и Флавиана, а Домн сказался больным.

Низлагали епископа Иву Едесского. В вину ему поставили переписку с Марием Персом. В письмах этих Ива излагал некорректные мнения, которые, при большом желании можно было истолковать в несторианском духе. А желание было большое.

После убийства Флавиана соборяне ничего уже не теряли. Крики: «Сжечь Иву!» казались вполне уместными. Вероятно, его низложили за день до низложения Феодорита Киррского. Домн даже заочно не подал голоса в поддержку друзей. А Феодорита он считал лучшим другом и даже духовником.

Расправившись с основными фигурами Ефеса, Диоскор не успокоился. Теперь ему нужно было довершить дело низложением Феодорита Киррского. Без этого Второй Ефесский собор не выполнял функции ниспровергателя несторианства.

И Феодорита низложили.

Диоскор запретил иметь с ним общение. И больше – запретил давать ему кров и стол, а самого выгнать из городов в леса.

Вот как сам Феодорит оценивает происшедшее в письме к папе Льву (113):

«Мы же, удивляясь твоей духовной мудрости, восхваляем движущую вас благодать Святого Духа и убеждаем, и просим, и молим, и умоляем твою святость помочь обуреваемым церквам Божиим, ибо, ожидая уничтожения волнения от посланных вашего святостью в Ефес, мы подпали еще более тяжкой буре, так как «справедливейший» предстоятель Александрии (Диоскор) не удовольствовался тем беззаконным и несправедливейшим низложением святейшего и боголюбезнейшего епископа Константинопольского господина Флавиана, и ярость его не удовлетворило подобное же низвержение (заклание) других епископов, но и меня, отсутствующего, он подрезал, подобно тростнику, не призвав меня на суд, чтобы судить здесь, и даже не спросив, что я мыслю о вочеловечении Бога и Спасителя нашего.

Ведь и человекоубийц, гробокопателей и похищающих чужие ложа (прелюбодеев) судьи осуждают не прежде, как или они сами подтвердят обвинения своими признаниями, или будут ясно изобличены другими, а нас, находившихся оттуда в расстоянии тридцати пяти дневных переходов, «воспитанный на божественных законах» (Диоскор) осудил, как хотел. И он сделал это не ныне только, но еще в прошлом году, когда два мужа из числа зараженных болезнью Аполлинария пришли туда и оклеветали нас; он, взойдя на кафедру в церкви, анафематствовал нас, хотя я писал ему об этом и в письмах раскрывал, что мыслю.

Я стенаю о буре Церкви и с радостью принимаю тишину. Ибо я по молитвам вашим двадцать шесть лет управлял врученною мне от Бога всяческих Церковью и ни при блаженнейшем Феодоте, предстоятеле Востока, ни при тех, которые после него занимали Антиохийский престол, не подвергался ни малейшему порицанию, но при содействии Божественной благодати освободил от болезни маркионитской больше десяти тысячи душ и много других из приверженцев Ария и Евномия привел ко Владыке Христу. Я пастырствовал над восемьюстами церквями, ибо Кир имеет столько приходов, в которых по молитвам вашим не осталось ни одного еретического плевела, но наше стадо освободилось от всякого еретического заблуждения. Всевидящий знает, сколько я получил камней, которыми бросали в меня гнусные еретики, сколько споров имел я во многих городах Востока против язычников, иудеев и против всякого еретичес кого заблуждения. И после стольких-то тяжелых трудов я осужден без судебного разбирательства!

Но я ожидаю решения вашего апостольского престола, прошу и умоляю твою святость позволить мне явиться по вызову к правильному и справедливому суду вашему и приказать идти к вам, чтобы я мог показать, что в своем учении следую по стопам апостолов. Ибо у меня есть сочинения, написанные частью двадцать, частью восемнадцать, частью двенадцать лет назад, одни - против ариан и евномиан, другие же - против иудеев и язычников, против персидских магов, еще другая - о всеобщем Провидении и, наконец, о богословии и о Божественном вочеловечении. По Божественной благодати я истолковал и писания апостолов, и предсказания пророков. Из всех этих сочинений легко узнать, соблюдал ли я неуклонно правило веры или нарушил его правоту.

Но, прошу вас, не отвергните моего моления и не презрите моей седины, так опозоренной после столь многих трудов. Прежде всего я прошу вас сообщить, должен ли я признавать это несправедливое низложение или нет? Я жду вашего решения. И если постановите, чтобы я оставался при этом осуждении, то я останусь и на будущее время не буду докучать ни одному человеку, но буду ожидать праведного суда Бога и Спасителя нашего. Я - свидетель мне в этом Господь Бог - забочусь не о чести и славе, но только об отвращении соблазна, потому что многие из людей простых, и в особенности обращенные нами из различных ересей, обращая внимание на высоту престола осудивших и не будучи в состоянии усматривать строгую точность догмата, почтут меня еретиком.

А что в течение столь долгого епископствования мы не приобрели ни дома, ни поля, ни обола, ни гробницы, но возлюбили добровольную нищету и доставшееся нам от родителей раздали тотчас после их смерти - это знают все живущие на Востоке».


Диоскор был последовательным и, после низложения великого богослова Востока, низложил и формального восточного лидера – патриарха Антиохийского Домна, с которым недавно убивал Флавиана. Этот Домн впоследствии раскаялся и посчитал себя недостойным оправдания на Халкидоне. Однако, Домн постоянно требовал денежного содержания и Марк Антиохийский – его преемник по кафедре предложил дать Домну денег, т.к., «кроме этого он ничего не ищет» (деяние Халкидона десятое):

«Святый и блаженнейший папа, который утвердил епископство святого и почтенного Максима, епископа Антиохийской церкви, кажется, довольно справедливо оценил его заслугу; ибо упомянутый почтеннейший епископ Максим добровольно захотел предложить Домну уделять ему на расходы от своей церкви, из сожаления, как он думал, чтобы тот, «довольный содержанием, успокоился наконец». Это заявление переведено было по-гречески Вероникианом, благоверным мужем, секретарем императорской консистории. Анатолий, почтеннейший епископ Константинопольский, сказал: «И я хвалю сострадательность блаженнейшего епископа Антиохийского Максима, по которой он добровольно представил такую просьбу, чтобы доставлять на издержки Домну, бывшему епископу управляемой им святой церкви; потому что, кроме этого, он ничего не ищет».

Жесткое и язвительное постановление.

За Домном Диоскор сверг еще четверых ординариев и успокоился только тогда, когда посчитал, что врагов вокруг просто не осталось. Второй Ефес свершился.

Довольный Диоскор поехал в столицу для поиска замены Флавиану. Он поставил патриархом египетского диакона Анатолия – послушного и на все согласного. А после – допустил оплошность. Он собрал синод в Никее, на котором низложил еще и легатов папы, а вслед – и самого папу. Слабый император утвердил постановления.

Мы можем только догадываться, что послужило причиной его дальнейшего падения, но анафема на первого епископа Вселенской Церкви несомненно сыграла свою роль. Римский епископ не был придворной игрушкой и разные евнухи не помыкали им. Низложения трех патриархов – Рима, Константинополя и Антиохии не могло пройти так гладко.

Миафизитство, поддержанное египтянами, переросло в монофизитство, а на Западе – папа наконец понял, что пришло время решительных действий.

Этот папа – величайший понтифик. О его ответе на собор Диоскора мы поговорим в следующей главе – о Четвертом Вселенском Соборе. О Халкидоне..


Последний раз редактировалось: Aleksej (Пн Мар 14, 2011 10:02 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
 
Aleksej
Я здесь живу
Я здесь живу
Репутация21

Возраст: 46
Пол: Пол:Муж
Зарегистрирован: 09.12.2008
Сообщения: 940

Награды: Нет



# Добавлено: Пн Мар 14, 2011 4:05 pm     Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Источники.

Деяния вселенских соборов. – Том четвертый (Халкидон). - Казань: Духовная Академия, 1908 г.

Источники в сети.

Феодорит Киррский, свт. Письма. - Точка доступа: http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/antologiya3/page10.htm

Феодорит Киррский, свт. Письма. - Точка доступа: http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/antologiya3/page09.htm

Евагрий Схоластик. Церковная история. - Точка доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Evagrij/frametext2.htm

Исследования в сети.

Jean Pierre Paulin Martin. Pseudo-Synod of Ephesus. - Точка доступа:http://www.scribd.com/doc/3990209/Le-brigandage-dEphese
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение     
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    вывод темы на печать Часовой пояс: GMT + 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы

Православный форум
сообщений: 1
просмотров: 33130
добавил: thomas12
дата публикации: 11.8.17 01:11
 
сообщений: 1
просмотров: 27734
добавил: thomas12
дата публикации: 11.8.17 01:11
 
сообщений: 263
просмотров: 426671
добавил: AlenaR
дата публикации: 11.4.16 18:39
 
сообщений: 0
просмотров: 47540
добавил: demko12
дата публикации: 12.3.16 02:50
 
сообщений: 462
просмотров: 532306
добавил: Spartak
дата публикации: 3.3.16 20:54
 
сообщений: 155
просмотров: 291717
добавил: Steelfist
дата публикации: 3.3.16 15:26
 
сообщений: 49
просмотров: 100435
добавил: Marina80
дата публикации: 15.2.16 23:20
 
Христианский форум
Заказной блок (HTML)

Новости    |    Форум    |    Журнал    |    Статьи    |    Публикации    |    Галерея    |    Юмор    |    Скачать    |    Библия    |    WAP


Баннеры    |     Сделать стартовой   |   Инфоновости

2009-2015 Dubus.by все права защищены
При использовании материалов ссылка на dubus.by обязательна
  
- Генерация страницы: 0.22678 секунд -