Христианский православный форум для молодежи
Христианский(православный) молодежный Форум
Правда о белорусских священниках.
|
|
#1: Правда о белорусских священниках. Автор: Priest_Nikolay, Добавлено: Пт Июл 09, 2010 1:05 am Понравилась статья некой Анны Северинец о священниках в Минской духовной семинарии. Обращают на себя внимания её слова еще и тем, что сама она человек, судя по тексту далёкий от церкви. Может и вам будут интересны её наблюдения. Иногда борозда, разделяющая судьбу, бывает глубокой и четкой, иногда – еле заметной, но в любом случае семена, брошенные в эту борозду, всегда дают всходы, а потом и плоды. Бывают такие места, в который разломы происходят чаще других, места, в которых человеческие судьбы становятся рыхлыми, легкими, как только что окученная грядка, где в потревоженные комья залежалой земли начинает поступать кислород. Жировичи дважды избороздили мою жизнь. Первый раз – когда я повезла туда школьников на экскурсию. Несмотря на свой махровый атеизм, я, молодая незамужняя учительница, на всякий пожарный случай попросила у нерукотворной иконы Жировицкой Божьей Матери себе здоровенького ребеночка. Через 10 месяцев у нас родилась Женька. Второй раз я попала туда после полускандальной записи в собственном блоге о церкви и священниках, после которой властная рука главного редактора портала VELVET схватила меня за атеистический воротник и буквально вышвырнула из каменных минских джунглей в жировицкую благодать. Я и раньше много думала о церкви, религии, Боге и прочих теологических категориях: богоискательство это неизбежный спутник каждого мало-мальски интеллигентного человека. Но вот что интересно: «до» мне попадались только церковные сорняки, а вот «после» – щедрые плодовые деревья. Меня крестил в 14 лет ужасный рыжий поп – сначала он долго вычитывал моей бабушке за то, что она потревожила его и заставляет крестить приезжих девиц, потом он, не глядя на нас и позевывая, свершил обряд и отпустил нас восвояси. А здесь я встретила совсем других священников: они побросали все свои дела (а их у служителей церкви, оказывается, очень и очень много, от регулярных служб и таинств до элементарной покупки гвоздей на ремонт церковных врат), внимательно слушали мой глуповатый лепет по поводу «корыстных церковников», задумывались, обстоятельно отвечали, спорили между собой – они были очень живые, очень интересные и очень уважительные собеседники. Мне частенько встречались корыстные и златолюбивые попы, не брезговавшие ни огромной платой за отпевание годовалого ребенка, ни продажей всяких необязательных крестильных принадлежностей, ни присвоением чужого имущества. А в Жировичах я увидела настоящих подвижников: один из них бросил тепленькое местечко преподавателя семинарии и уехал в забытый богом деревенский приход – служить по-настоящему тем, кому особенно нужен; второй, сильный проповедник и талантливый преподаватель, отказался от переезда в Москву, в теплую большую столичную квартиру и мажорный приход – потому как Москва – это соблазн, а жировицкая квартирка с удобствами во дворе – это необходимое испытание. Раньше я была твердо уверена в том, что все мужчины, которых я знаю – хорошо воспитанные и академически образованные люди, ну а то, что они стулья за обедом женщинам не отодвигают и руку при выходе из автобуса не подают – так это, извините, барство, бывает только в кино и классических книжках. Жировичские священники своим поведением разрушили этот стереотип до основания: таких безукоризненных манер я не видела даже в кино. Это было, повторюсь, безукоризненное мужское поведение – вежливое, внимательное, уважительное и надежное. Мы вошли в редакцию студенческого журнала «Ступени» – все семинаристы встали с нашим появлением, и пока мы не устроились в креслах со всеми своими сумочками, зонтиками, косыночками и юбками, никто из них не сел. Чаю? – и мальчики отодвигают стулья, чтобы нам было удобнее садиться, наливают чай, аккуратно его подают (официанты в минских ресторанах не выдержали бы конкуренции!), подвигают к нам вкуснющую выпечку – у них, между прочим, строгий пост, и сами они вежливо прихлебывают пустой чаек. Собрались уходить – перед нами открывают дверь, пропускают вперед, осторожно ведут по коридорам, предупреждая о ступеньках. И уж особенно встрепенулось мое сердце, когда в поиске аргументов в споре один из священников обратился к коллеге «Вот кто для тебя твоя жена?» – и второй священник, прояснев лицом, ответил: «Жена? Моя жена – жизнь моя». Оказывается, и в современном мире такое бывает. Началось все, собственно, с трапезной. За обедом, пока я судорожно делала соответствующее лицо, чинно и благородно отведывала яства и старалась ни в коем случае не водрузить локти на стол (ибо в такой приличной компании это казалось мне совершенным моветоном), батюшки завели легкую беседу, эдакий классический table-talk. Через пять минут все присутствующие покатывались со смеху. Байка от отца Георгия: «Как-то у нас случилось происшествие – один из монахов ночью залез на колокольню, только-только оснащенную по примеру католических храмов новенькими билами (металлическими дощечками до-ре-ми-фа-соль), вырвал неправедные била и утопил их в пруду. Вот сидим мы так же здесь за обедом с гостьями – студентками университета. Вдруг распахивается дверь – и в трапезную врывается один из наших семинаристов: – Слышали? Сегодня ночью отец Амвросий в пруду била утопил! Девчата в ужасе: – Какого Билла? Семинаристы, нисколько не смущаясь: – Да вот, приехал к нам на днях из Америки паломник один, Билл. Ходил, смотрел, да и начал всякую ересь проповедовать… Ну, отец Амвросий не выдержал и утопил его в пруду… Девочки, испуганно: – И что теперь будет отцу Амвросию? Семинаристы, спокойно: – Да что ему будет? Да ничего! Он же его не так просто утопил, а за ересь…» История от отца Александра: «Один из наших семинаристов ходил не в нашей строгой одежде, а в светской, да какой – желтые брюки, канареечная рубашка, высокие ботинки… Настоятель остановил его однажды в коридоре и спрашивает: – Ну, и когда ты уже начнешь ходить как положено? Семинарист, гордо подняв голову, отвечает:– Зачем мне как положено? Бог меня и так поймет! Настоятель спокойно выслушал и сказал в ответ:– Бог-то тебя, конечно, поймет… Но, может быть, и ты понял бы Бога?» И снова отец Георгий: «Как-то перед Пасхой один из прихожан пожертвовал приходу на празднование 300 долларов. Я долго думал, как их употребить, наконец, решил: привезу я в свою деревню фейерверк! Красиво, по-современному, старушки мои когда еще салют настоящий увидят! Съездил в Минск, выбрал – хороший, безопасный, красивый, дорогой, с любовью подбирал. Службу отслужили, крестным ходом прошли, вот уже прихожане потянулись из храма – и тут салют! Женщины как закричат, как всполошатся, бегом назад в храм : – Батюшка, там огонь над крышами!Перепугались не на шутку…» Вот каких священников я встретила в Жировичах: Отец Георгий (Юрий Рой). Высокий, молодой, немножко бородатый – он служит в деревенском приходе, а там без бороды никак, не солидно. У него намечалась блестящая карьера в семинарии (умница, настоящий академический ученый, энциклопедически начитанный, увлеченный), но он выбрал другой путь – его приходу несколько сотен лет, он изучает его историю, собирает архивные документы, ремонтирует храм, возится с проблемами прихожан совсем как с проблемами собственных детей, которых у него двое. К Богу он пришел, по его словам, потому, что без Бога вряд ли справился бы с собой, своими желаниями и страстями. Говорят, что живет он небогато: в комнате стол, настольная лампа и горами в шкафу книги. И этот человек отдает триста долларов на пасхальный фейерверк для прихожан… Отец Павел (Сердюк). Его дорога в церковь, пожалуй, самая заковыристая: он был обычным студентом минского технического ВУЗа, со всеми свойственными студенту пороками и недостатками, играл в ВИА разухабистый рок, не творил себе кумиров и плевал с высокой колокольни на любые авторитеты. А потом встретил девочку – глубоко верующую. Желание разговаривать с любимой на одном языке, жить ее жизнью, быть с ней рядом во всем – наверное, именно это заставило Павла бросить РТИ, поступить в семинарию. В результате он нашел свое признание в жизни. И выбрал трудный путь приходского священника – сейчас он строит храм в одном из районов Минска и растит четверых деток. Отец Александр (Болонников). Самый строгий – такой настоящий, традиционный православный священник, с пронизывающим взглядом и суровым выражением лица. Не меняя этого сурового выражения, он уморительно шутит и хохмит: «Прежде, чем реформировать наш жировицкий журнал, вам придется реформировать меня». Это он не уехал жить и работать в Москву – потому что с соблазнами священникам приходится бороться гораздо чаще и жестче, чем нам, обычным людям. Было это так. Отца Александра – проповедника, организатора, и преподавателя – пригласили в один московский приход. Храм, престижный приход, хорошая квартира, хорошие знакомые и влиятельные покровители – словом, пик карьеры и полное материальное благоденствие. Ну, и служба, нелегкий, скажу я вам, труд. А в Жировицах у отца Александра – комнатушка, жена и ребенок, только холодная вода и никакого благоустройства. Крепко-крепко задумался отец Александр. Долго думал – больше месяца. И не выдержал – пошел к митрополиту рассказывать: так, мол, и так, такое вот вышло мне предложение, благослови. А митрополит спрашивает о работе в редакции «Ступени». Тот еще раз: вот, мол, храм, приход, квартира… Митрополит начинает обсуждать проблемы семинаристов. Тут уж отец Александр замолчал. Помолчали оба. Владыко глянул на него и сказал: «Что, отец Александр, велик соблазн?» «Ох, владыко, велик…» «Бороться надо с соблазнами. Дело делать надо.» И пошел отец Александр домой к матушке, к своему дитю, к студентам — бороться с соблазном. И делать дело. Поднимать семинарию. Читать проповеди. Одним словом – служить. Отец Павел (Бубнов). Есть такие люди, в которых с первого взгляда чувствуется так называемая порода – наследие нескольких поколений интеллигентов, чудом уцелевших в исторических мясорубках. Вот отец Павел – из этих людей. Сын большого ученого, родившийся, как говорится, «с серебряной ложкой во рту», и променявший благосклонный от рождения мир на скромные Жировицы. У таких людей есть одно замечательное свойство – они неизбежно делают благородным все, к чему прикасаются: чинные, безупречные семинаристы, выпускающие журнал «Ступени», академически содержательная наша беседа в инспекторском кабинете, и дом – своими руками, при помощи каких-то остатков плитки, штукатурки и краски, они с женой за несколько лет буквально преобразили полуподвальные катакомбы, доставшиеся им в качестве служебной квартиры. И стала мне приоткрываться… может быть, и не истина, но что-то очень на нее похожее. Вдруг я вспомнила, что и священничество, как все в нашей страшной и тяжелой истории, было когда-то вырезано и вытоптано, а те, кто остался – прошли мучительный путь от собственного страха и желания спрятаться до невиданных высот несломленного духа. И тут не до церкви – человека бы в себе не потерять. И ведь только теперь те семена доброго и вечного, которые торопливо и тайно бросали христианские великомученики советских лет в выжженную землю – только теперь они начинают давать всходы, иногда слабенькие и больные, а иногда – крепкие, сочные, настоящие. У сегодняшних священников – нелегкая жизнь: они сегодня отвечают перед нами «за себя и за того парня», за того недоброго, скрытного, корыстного, надменного попа, которыми по злому умыслу советских идеологов полна была церковь прошлого века. И они отвечают – потому что по призванию своему берут на себя чужие грехи. Кому многое дано – с того многое спросится. Но они не рассказывают, как им трудно – они с участием и вниманием слушают мои светские разглагольствования о Боге и вере, обстоятельно и подробно отвечают, задумываются, спорят, соглашаются – служат, служат мне, нам, – и Богу. Я по-прежнему не знаю, есть ли Бог, или все это – самоуспокоительные выдумки слабого рода человеческого. Но то, что в церкви есть удивительные люди, самоотверженно служащие, мучительно борющиеся со своими грехами и соблазнами, и тихо, без помпы и хвальбы, меняющие к лучшему наш несовершенный мир – это я теперь знаю точно. Фотографии: Александр Пухов photoclub.by/author.php Источник: VELVET.by Автор: Анна Северинец |
#2: Автор: bolgarka, Добавлено: Пт Июл 09, 2010 1:30 am Отец Николай, спасибо за статью. Получила удовольствие при прочтении. Вот бы найти таких священников пообщаться, что-то не встречаются они мне=) Как бы немного странным мне показалось в статье противопоставление духовности комфортной жизни, уж большой акцент на этом делается. |
#3: Автор: Ervis, Откуда: Белоруссия,Гомель Добавлено: Пт Июл 09, 2010 3:20 am bolgarka писал(а): Как бы немного странным мне показалось в статье противопоставление духовности комфортной жизни, уж большой акцент на этом делается.
Отсутствие комфортности действительно имеет влияние на духовность. Особенно эту разницу видят паломники в столичных и провинциальных монастырях. Но скоро все изменится! Так как в Минске достраивается новое здание академии и очень скоро духовная академия переедет из Жирович в Минск. |
#4: Автор: bolgarka, Добавлено: Пт Июл 09, 2010 3:31 am Ervis писал(а): Отсутствие комфортности действительно имеет влияние на духовность
не отсутствие или присутствие комфортности влияет на духовность, а отношение сердца к этому самому комфорту. Можно всю жизнь жить в бараке и ненавидеть свою жизнь и жить в хоромах и благодарить Бога за это. Тут главное отношение. |
#5: Автор: d-snake, Откуда: Минск Добавлено: Пт Июл 09, 2010 10:16 am bolgarka писал(а): не отсутствие или присутствие комфортности влияет на духовность, а отношение сердца к этому самому комфорту.
Можно всю жизнь жить в бараке и ненавидеть свою жизнь и жить в хоромах и благодарить Бога за это. Тут главное отношение. Ира, с одной стороны ты права конечно, но Ervis говорит об общей закономерности. Кстати, в Новом Завете, как ты знаешь, немало предостережений о том, к чему может привести увлечение материальными благами. И да, много ты видела супердуховных миллионеров? bolgarka писал(а): Вот бы найти таких священников пообщаться, что-то не встречаются они мне
Плохо искала |
#6: Автор: Priest_Nikolay, Добавлено: Пт Июл 09, 2010 11:09 am bolgarka писал(а): Отец Николай, спасибо за статью. Получила удовольствие при прочтении.
Как-то так получается, что и в жизни и в инете, народ склонен рассказывть жиненные случае (в том числе и о духовенстве) из рода вон выходящие (негатив), хотя чаще всего, эти случаи являются исключениями. И постепенно создается чувство, что всё кругом плохо. Вот по этой причине, и захотелось поместить эту добрую статью. Хороших людей действительно в мире гораздо больше, просто об этом меньше говорят т.к. не очень интересно.
Вот бы найти таких священников пообщаться, что-то не встречаются они мне=) bolgarka писал(а): Как бы немного странным мне показалось в статье противопоставление духовности комфортной жизни, уж большой акцент на этом делается. Ну, это уже такой взгляд автора на жизнь. Простительно. Хотя да, согласен с вами, что оставаться воздержанным и верным Богу в окружении изобилия и комфорта так же ценно, как оставаться таким же в бедности. Помнится меня очень впечатлила история о некой российской придворной даме, которая идя на бал, как и положено шикарно одевалась, но при этом в свои туфельки сыпала немного толченого стекла. Т.е. внешне её воспринимали этакой (как сейчас говорят) "Светской львицей", а в душе человек помнил и жил только Главным.
|
#7: Автор: bolgarka, Добавлено: Пт Июл 09, 2010 1:08 pm d-snake писал(а): Плохо искала
или их мало=) d-snake писал(а): И да, много ты видела супердуховных миллионеров?
не могу сказать, что много - потому что миллионеров видела мало. Но те их них, кто стал богатыми после того, как стали верующими - духовные брать и сестры, с которыми я общаюсь. поймите, я не проповедую тут евангелие процветания, ни в коем случае. Но бедность - духовность, а богатство - НЕ духовность - акцент, который я увидела в статье. И, конечно же, я понимаю, что деньги зачастую становятся искушение. Добавлено спустя 2 минуты 14 секунд: Priest_Nikolay писал(а): Хотя да, согласен с вами, что оставаться воздержанным и верным Богу в окружении изобилия и комфорта так же ценно, как оставаться таким же в бедности
Во!!! Спасибо, что мою мысль выразили. Очень ценно, среди изобилия и роскоши не поддаваться искушениям и держаться самого ценного - Бога=) |
#8: Автор: hanna, Откуда: Минск Добавлено: Пт Июл 09, 2010 3:11 pm Хорошая статья, живая, особенно приятно, что знаешь этих священников)) А как много еще замечательных священников не из Жировиц |
#9: Автор: bolgarka, Добавлено: Пт Июл 09, 2010 3:48 pm hanna писал(а): А как много еще замечательных священников не из Жировиц
и где они Хана |
#10: Автор: hanna, Откуда: Минск Добавлено: Пт Июл 09, 2010 4:24 pm bolgarka писал(а): и где они Хана
ну так как я живу в Минске, то в основном знаю из Минска, если куда-то ездила, то и там видела. А чего смешного? |
#11: Автор: bolgarka, Добавлено: Пт Июл 09, 2010 4:53 pm bolgarka писал(а): и где они Хана
не это не ирония или еще что-то в товй адрес. Это я сама с себя смеюсь, что хотела бы тайти такого нормально священника и пообщаться. |
#12: Автор: Alena, Откуда: Украина Добавлено: Пт Июл 09, 2010 6:17 pm bolgarka писал(а): Отец Николай, спасибо за статью. Получила удовольствие при прочтении.
Вот бы найти таких священников пообщаться, что-то не встречаются они мне=) Ира, как ни странно, но могу тебе помочь в этом Недавно в Одессе мне выпала возможность пообщаться с хорошим священником, человеком рассудительным и в то же время очень духовным. С ним было приятно побеседовать и найти ответы на волнующие вопросы. В личке все расскажу. bolgarka писал(а): и где они Хана ржунимагу
Такие есть, и очень даже немало. |
Часовой пояс: GMT + 4 |