Христианский православный форум для молодежи
Христианский(православный) молодежный Форум
Полезно ли начинающему христианину учить ближних делам веры
|
|
#1: Полезно ли начинающему христианину учить ближних делам веры Автор: sternman, Откуда: Минск ![]() На почве той же недуховной ревности, тщеславного разгорячения, самомнения часто возрастает страсть к учительствованию. Стало обычным в наше время каждому наставлять и нравоучать ближнего, хотя очень часто учителями становятся те, кто сам еще не сделал даже нескольких шагов в христианскую жизнь, а только заглянул в нее через приоткрытую дверь. Как часто теперь бывает, что человек, проведший всю жизнь в неверии и грехах, после того, как покаялся и несколько переменил образ жизни, несколько раз сходил в церковь или пробыл несколько дней в монастыре, узнал некоторые законы и воззрения христианские, ознакомился с некоторыми правилами и порядками церковными, — как тут же начинает учить, обличать своих близких — друзей, родственников, упрекать их в неверии, в нецерковности, даже обвинять их в служении сатане и т.п. Часто наблюдаются такие случаи, что новообратившийся, только что оставивший греховную жизнь человек, начавший тут же учить, обличать, исправлять близких, усиленно обращать их к вере, спасать их души, — сам вскоре претыкается, падает и возвращается к прежней греховной жизни; а те, кого он обличал, видя его в таком жалком состоянии, приписывают самому христианству бесполезность и немощность, сами еще более отвращаются от Церкви, от Бога. Большинство из нас — как только прочитает что-либо поучительное или подметит какую-либо интересную мысль, рассуждение из духовных книг — сразу же спешит преподнести это ближнему в науку, вразумить его, торопится дать совет применить то или иное правило из отцов, хотя сами мы еще не пользовались этими правилами и не собираемся пользоваться. Как часто теперь уверовавшие не живут верой, а только уразумевают отдельные моменты христианской науки, перетолковывают их, сообщают ближнему, сами так и не воспользовавшись этим богатством. Как теперь распространено такое явление: вся религиозная жизнь у человека и начинается и заканчивается только в голове, не доходя до сердца; входят религиозные познания через слух, через разум, вращаются в уме, пересматриваются, переосмысливаются, часто переделываются на свой лад и тут же через язык выносятся наружу, выдаются окружающим как бы нечто взятое из действительного духовного опыта, из самой жизни. Но такое знание, не испытанное, не выстраданное деятельной жизнью, борьбой, — пустое. Человек, поучающий не из духовного опыта, а из книжного знания, по слову Исаака Сирианина (ел. 1), подобен художнику, который, обещая воду жаждущему, пишет ее красками на стене. Беда еще и в том, что преждевременно посвятивший себя учительствованию остается сам без плода, увлечение это становится сильным препятствием к тому, чтоб заниматься собой, видеть себя, свои немощи, искать собственного уврачевания. Опять же: в основе такого неправильного учительствования лежат тщеславие, самомнение, самоцен, гордость ума. Так же могут действовать склонность к праздности, стремление уклониться от тяжкого труда внутренней борьбы с собой и подменить эту работу легким — вразумлять других. Весь мир всегда был болен и сейчас болен этой страстью. Все мало-мальски выдающиеся умом личности всегда стремились учить и обращать всех к своим измышлениям; все философы, религиозные мыслители, ересеначальники старались усиленно распространять свои ереси; каждая религиозная секта желает всех, кого можно, вовлечь в свои сети. Значит, может быть множество безблагодатных стимулов, позывов к тому, чтоб проповедовать и вовлекать других в свою веру. Поэтому-то мы и не должны доверять этим нашим внутренним "ревностным" порывам — обращать всех на путь истинный, как это совершали благодатию Божией свв. апостолы и свв. отцы — светильники Церкви. Очень может быть, что это злые страсти, таящиеся в нас, подъущают нас перенести заботы о спасении своей души на заботы о спасении других, и, таким образом, они получают возможность иметь вольное пребывание в нашем сердце, и, спасая других, мы можем погибать. Не мнози учители бывайте, братие моя, ведяще, яко большее осуждение приимем, — говорит апостол Иаков (Иак. 3,1). Вот что говорят об этом свв. отцы. Один старец сказал: "Не начни учить преждевременно, иначе во все время жизни твоей пребудешь недостаточным по разуму" [1]. Авва Пимен Великий: "Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его" [2]. Авва Исаия сказал: "Опасно учить ближнего преждевременно, чтоб самому не впасть в то, от чего предостерегается ближний учением. Впадающий в грех не может научать тому, как не впадать в него" [3]. Он же: "Стремление учить других, по признанию себя способным к этому, служит причиною падения для души. Руководствующиеся самомнением и желающие возводить ближнего в состояние бесстрастия приводят свою душу в состояние бедственное. Знай и ведай, что, наставляя ближнего твоего сделать то или другое, ты действуешь как бы орудием, которым разрушаешь дом твой в то самое время, как покушаешься устроить дом ближнего" [4]. Исаак Сирианин: "Хорошо богословствовать ради Бога, но лучше сего для человека соделать себя чистым для Бога. Лучше тебе, будучи ведущим и опытным, быть косноязычным, нежели от остроты ума своего, подобно реке, источать учения. Полезнее для тебя позаботиться о том, чтобы мертвость души твоей от страстей воскресить движением помыслов твоих к Божественному, нежели воскрешать умерших. Многие совершали чудеса, воскрешали мертвых, трудились в обращении заблудших и творили великие чудеса, руками их многие приведены были к богопознанию, и после всего этого сами, оживотворявшие других, впали в мерзкие и гнусные страсти, умертвили самих себя и для многих сделались соблазном, когда явны стали деяния их, потому что были они еще в душевном недуге и не заботились о здравии душ своих..." [5]. "Даже то, если ты, искупив сотни рабов христиан из рабства у нечестивых, дашь им свободу, не спасет тебя, если ты при этом сам пребываешь в рабстве у страстей" [6]. "Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума" [7]. "Благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего. Первый долг верующего — очистить себя от страстей..." [8]. "Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом..." [9]. "...но для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым, надо иметь духовную опытность, а более всего духовное помазание..." [10]. "Если же человек прежде очищения Истиною будет руководствоваться своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый, потому что в сердце его живет не простое добро, но добро, смешанное со злом более или менее" [11]. Авва Исаия говорил: "Откуда могу знать, угоден ли я Богу, чтоб сказать брату: поступи так или иначе. — Сам нахожусь еще под игом покаяния по причине грехов моих" [12]. "Добрые чувства молчаливы. Излияния чрез слова ищут более чувства эгоистические, чтоб высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может выказать нас, как нам мнится, с лучшей стороны" [13]. "Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздает слово Богу. — У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами..." [14]. "Еще не успел я начать подвигов благочестия, а уже заразился тщеславием. Еще не успел вступить в преддверие, а уже мечтаю о внутреннем святилище. Еще не положил начатков жизни богоугодной, а уже ближних моих обличаю. Еще не узнал, что есть истина, а хочу быть наставником других. Душа моя! Все даровал тебе Господь — смысл, разум, ведение, рассуждение, познай же полезное для тебя. Как мечтаешь ты сообщать свет другим, когда ты сама погружена еще во тьму? Врачуй прежде самое себя, а если не можешь, то оплакивай слепоту свою" [15]. Итак: как видно из слов свв. отцов, поучать, руководить, наставлять — дело полезное не для каждого, хотя и представляется таким славным и похвальным; углубляться же в познание своих немощей, искать их врачевания — дело первейшей важности для всех. [1] Епископ Игнатий Брянчанинов. Отечник. Стр. 398 [2] Там же, стр. 336 [3] Там же, стр. 148. [4] Там же, стр. 138 [5] Исаак Сирин. Слово 56 [6] "Невидимая брань", гл. 1. [7] Житие Серафима Саровского [8] Епископ Феофан. Письма о христианской жизни [9] Епископ Игнатий Брянчанинов. Т. 5, гл. 13, стр. 77 [10] Там же. Т. 4, "Приложение" — письма, письмо 18 [11] Епископ Игнатий Брянчанинов. Письма к разным лицам. Письмо 51. [12] Епископ Игнатий Брянчанинов. Отечник. Стр. 137 [13] "Невидимая брань". [14] Иеросхимонах Амвросий Оптинский. Письма к мирянам. [15] Ефрем Сирин |
#2: Re: Полезно ли начинающему христианину учить ближних делам в Автор: Garfield, ![]() Сам совет в общем-то мудрый. Ведь если проповедовать христианство начнёт недостаточно искушённый человек, его в два счёта разобьют более искушённые в теологии оппоненты. sternman писал(а): Исаак Сирианин: "...Многие совершали чудеса, воскрешали мертвых, трудились в обращении заблудших и творили великие чудеса, руками их многие приведены были к богопознанию, и после всего этого сами, оживотворявшие других, впали в мерзкие и гнусные страсти, умертвили самих себя и для многих сделались соблазном, когда явны стали деяния их, потому что были они еще в душевном недуге и не заботились о здравии душ своих..."
А не еретическое ли это высказывание? Исаак считает, что помимо Иисуса в воскрешении мёртвых преуспел кто-либо ещё? Лично я-то готов поверить, что он не был единственным, кому удался подобный фокус, но истинный христианин не должен ли усомниться в правдивости прочих "воскресителей"? ![]() |
#3: Автор: ratta, ![]() Garfield писал(а): но истинный христианин не должен ли усомниться в правдивости прочих "воскресителей"? не знаю
![]() Цель жизни христианина - обожение, не удивительно, что некоторым даётся творить чудеса, подобные Христовым. |
#4: Автор: Garfield, ![]() То есть здесь вопрос упирается в силу веры, а не в сам факт божественного происхождения Иисуса? Может, Христос в данной случае имеет в виду, что последователи смогут больше него преуспеть в пропаганде, в распространении христианства, в других мирских (но не сверхестественных) делах? Это звучало бы вполне правдоподобно. |
#5: Автор: forever, ![]() sternman писал(а): Большинство из нас — как только прочитает что-либо поучительное или подметит какую-либо интересную мысль, рассуждение из духовных книг — сразу же спешит преподнести это ближнему в науку, вразумить его, торопится дать совет применить то или иное правило из отцов, хотя сами мы еще не пользовались этими правилами и не собираемся пользоваться.
Это пораждает в нас гордость и тщеславие, поэтому начинающему христианину надо в начале постараться к себе самому применинть те знания, которые он почерпнул из духовных книг, а учить других ... А вот поделиться той умной информацией, которую ты извлёк для себя, с другими я думаю можно. |
#6: Автор: Eugeniy, Откуда: г.Минск ![]() Garfield об этом же в Библии сказано, до Христа пророки воскрешали мертвых, и после христианские святые, но все совершалось Божией благодатью, а Христос Своей божественной силой воскрешал мертвых Добавлено спустя 2 минуты 10 секунд: Цитата: А вот поделиться той умной информацией, которую ты извлёк для себя, с другими я думаю можно. смотря как и для чего это делать ![]() |
#7: Автор: Garfield, ![]() А почему в наше время ни один христианин не способен воскресить мёртвого? |
#8: Автор: Kokamido, ![]() Да извинит меня автор, но всё сообщение я не читал -- многабукаф ![]() Общая идея понятна -- чему может научить диллетант? Всё остальное -- словоблудие ![]() |
#9: Автор: Garfield, ![]() Но с другой стороны, если дело хорошее, дилетант может вдохновить других. Например, сказать: "А давайте в баскетбол поиграем!" - и люди начнут играть, хотя сам инициатор, возможно, играет плохо. ![]() |
#10: Автор: Eugeniy, Откуда: г.Минск ![]() Цитата: А почему в наше время ни один христианин не способен воскресить мёртвого? из-за того, что сам этот воскресающий и погибнет. Лично если бя кого-то воскресил. я бы лопнул от тщеславия, как сеньор помидор от злобы. Потому Бог по милости Своей и из-за наших немощей лишает нас таких великих даров. Только самый смиренный способен без вреда для себя на такое. А вот у на со смирением проблемки. Да и святые Отцы учат: "Плачущий о грехах своих выше словом воскресающего мертвых"...
|
#11: Автор: Dudochka, Откуда: Беларусь, окрестности Лиды ![]() Garfield писал(а): А почему в наше время ни один христианин не способен воскресить мёртвого?
Потому что современных людей чудесами не удивишь. |
#12: Автор: Garfield, ![]() Спорное утверждение. Ныне люди столь же падки на сверхестественное (или то, что они принимают за таковое), как и две тысячи лет назад. Если бы хоть кто-нибудь смог пройти по поверхности Свислочи или воскресить покойника, количество христиан в РБ одним махов возросло бы в несоклько раз. ![]() Добавлено спустя 1 минуту 12 секунд: К слову, мне понравилось описание спора Ильи-пророка со жрецами Ваала, приведённое с комментариями в одном религиозном журнале. Илья взял верх благодаря тому, что огонь на его жертвеннике зажёгся, чего так и не дождались почитатели Ваала, честно возносившие ему молитвы. Как сказано: "...Потому что Ваал был мёртв, точнее, его не было вовсе". Далее в комментариях скромно пояснялось: "В наше время подобных чудес не происходит". Мысль развивалась следующим образом: не происходит, но это, дескать, не означает, что мы должны усомниться в существовании и внимании к нам нашего бога. ![]() Я сразу подумал, что жрецам Ваала очень не повезло в том плане, что в их рядах не оказалось тогда таких вот "комментаторов". В их-то боге моментально усомнились, стоило огню раз не зажечься. ![]() ![]() |
#13: Автор: ratta, ![]() Garfield писал(а): Илья взял верх благодаря тому, что огонь на его жертвеннике зажёгся, чего так и не дождались почитатели Ваала, честно возносившие ему молитвы. Как сказано: "...Потому что Ваал был мёртв, точнее, его не было вовсе".
Далее в комментариях скромно пояснялось: "В наше время подобных чудес не происходит". Можно поподробнее, если возможно, со ссылкой? |
#14: Автор: Garfield, ![]() Тогда ещё и Интернета не было, когда я это читал. ![]() Так почему в наше время ни один христианин не способен показать какое-либо чудо, хотя бы крышечку от Пепси передвинуть на 1 см силой воли? Как вы думаете, Ratta? ![]() |
#15: Автор: d-snake, Откуда: Минск ![]() Garfield писал(а): Ныне люди столь же падки на сверхестественное (или то, что они принимают за таковое), как и две тысячи лет назад.
Если бы хоть кто-нибудь смог пройти по поверхности Свислочи или воскресить покойника, количество христиан в РБ одним махов возросло бы в несоклько раз. Совершенно согласен с первым вашим утверждением, но со вторым никак не могу согласиться, и вот почему. Вы, кстати, очень точное слово подобрали - "падки на сверхестественное". Да, как и 2 тысячи лет назад, так и сегодня "род лукавый и прелюбодейный ищет знамения", но с какой целью? Чтобы уверовать? Нет. Скорее ради самого знамения, с целью развлечения или личной выгоды. Вспомните библейскую историю с чудесным насыщением Христом тысяч людей. После этого чуда эти люди стали искать Его, на что Он сказал: "истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились" (Иоан.6:26) Далее они стали требовать от Него других чудес и знамений, а потом, не дождавшись, ушли. Добавлено спустя 24 минуты 55 секунд: Garfield писал(а): Так почему в наше время ни один христианин не способен показать какое-либо чудо, хотя бы крышечку от Пепси передвинуть на 1 см силой воли?
А если я передвину, вы уверуете во Христа? ![]() |
Часовой пояс: GMT + 4 |