her_Woldemaar
Репутация43
Возраст: 41 Пол: 
Зарегистрирован: 04.05.2007
Сообщения: 2952
Награды: Нет
|
# Добавлено: Пт Апр 18, 2008 7:38 pm Заголовок сообщения: Космический смысл Страдания |
|
Проповедь на Страстную седмицу
Не знаю как вам, братья и сестры, а мне очень часто бывает стыдно за свои прошлые поступки. И особенно горько становится, когда вспоминаю те абсурдные упреки, которые я бросал Создателю: «зачем?», «за что ты меня наказываешь?», «почему столько страданий?» и прочее.
Как часто подобные вопросы становятся жестоким, трудно сдвигаемым барьером между человеком и Богом. «Если Бог есть, почему он так жесток!» - как часто мы слышим этот вопрос от знакомых и незнакомых людей.
Издревле философы занимались проблемой теодицеи – оправдания зла. Понятное дело, атеиста вопрос о том, откуда взялось зло – волнует мало: зло есть, оно объективная реальность, мир таков, каков он есть…
Но совсем иное – мучительные рассуждения человека верующего, для которого есть Бог. А Бог – совершенен, Бог – всемогущ и всеведущ, Бог – как учит религия – хочет людям только добра… Но если так – откуда в этом мире, сотворенном Богом и по замыслу Бога, зло? откуда страдания невинных? откуда эта страшная несправедливость?.. Зачем все это?..
Мы, христиане, привыкли отмахиваться на такие вопросы заранее заготовленными тезисами: Бог сотворил все прекрасно, но виноват человек, который был сотворен свободным и по своей свободной воле проявил недоверие к Богу, и из-за этого отпал от Всеблагого, увлекая вслед за собой и весь космос в пучину несовершенства и тлении. Все это так, но… Я хочу, чтобы мы с вами попробовали взглянуть на эту проблему несколько под другим углом…
Прежде всего, согласитесь, что каким бы ни было уважение Творца к свободе воли своего творения, невооруженным логико-философским взглядом видно, что: во-первых, вряд ли человек хотел таких последствий, которые с ним произошли в результате эдемских событий; а во-вторых – не будем забывать о всемогуществе Творца, а потому честно признаемся: Бог попустил именно такой, очень трагический сценарий развития человеческой истории – с миллионами смертей, с чумой, холерой, проказой, войнами, казнями, отрезанными языками, выколотыми глазами, изнасилованными детьми и прочим и прочим и прочим – хотя мог бы все это предотвратить… Мог бы – но не предотвратил. И Бог не отрицает, что это так, и Он хочет, чтобы мы осознали эту страшную истину, и не закрывали на нее глаза, и тем не менее – поверили, что Он и Только Он – есть Любовь.
Вот она – страшная и поистине максималистская цена доверия Богу, к которому мы все призваны. Поверить! Поверить во что? – Я бы сказал, поверить в замысел Великого, гениального Художника, гениального Автора!.. Поверить в то, что Он, Сладчайший, может и обязательно дарует то окончательное Утешение, перед которым все вышеперечисленные ужасы нашего мира покажутся ничтожной мелочью, укусом комара… Вот она – наша вера. Если мы действительно верим Ему, Любимому, то готовы это сделать до конца и принять его страшный, но гениальный замысел о судьбе вселенной, будучи убежденными в самом главном – что все кончится хорошо, и зло будет побеждено. Без этого убеждения невозможно называть себя христианином, невозможно полюбить Его, своего Творца…
Великий художник оттенил светлые контуры тенями, чтобы свет ощущался ярче. Господь дал нам свободу с такими трагическими последствиями для того, чтобы мы хорошо и отчетливо, на своей собственной шкуре, прочувствовали цену добра. Как велико наслаждение, когда оно познается в сравнении с мукой!.. Творец – этот великий гедонист, желает своему творению полноты наслаждений, а потому и изливает на него громовые чаши страданий, дабы по их прекращению творение, вздохнув со всей полнотой облегчения, осознало разницу и… прославило гениальный замысел. Вот для чего в раю было посажено Древо познания Добра и Зла.
Но Бог не был бы до конца гениальным творцом, если бы не дерзнул на еще больший парадокс. Он… Сам стал причастным этой обратной стороне медали гедонизма - страданиям. Он воплотился в человеческом теле и – страдал. Страдал так, как может страдать только Богочеловек.
Страстная седмица – это квинтессенция, самые сливки Божественного подвига, безумного Божественного альтруизма. Христос – Совершенный Логос, Предвечная София – стремиться разделить с каждым из нас эту горькую, жгучую чашу, которая в нашем чреве призвана превратиться в сладчайшее вино Вечности.
Он – Агнец. Жертва. Пафос этого жертвенного, невинного страдания был известен и дохристианским народам. Но в христианстве неземное, запредельное величие Страсти, Муки достигает своего апогея.
Бог распят… Бог умирает… «Для чего, что за блажь?», - спросят многие. И будут по-своему правы. Но только по-своему. И Христос не спешит нарушать их рациональный и логичный ход мыслей. И тем не менее, мы будем жалеть людей с такими мыслями. Жалеть потому, что они не смогли познать ту Безумную Красоту подвига Бога-Сына, который Он совершил не потому, что так было надо, не потому, что был вынужден это сделать, а… просто так. Просто потому, что Он так захотел, благоволил. Потому что Он – не статист, не посредственность, а гениальный художник.
Любовь не имеет закона над собой. Любовь иррациональна – иначе вселенная должна бы сдохнуть от скуки. А потому давайте со всей благодарностью оценим этот величайший дар Создателя – дар страданий, и, прежде всего, Его собственных крестных страданий. Давайте вместе с апостолами и Богородицей припадем к Голгофе не только как к скорбной, черной дыре в нашей вселенной, но прежде всего как к Престолу Славы. «Иисус Христос Царь Славы» - так написано на православных распятиях. Именно здесь, в уничиженном, замученном виде Христос облекается в свои царские одежды.
Пусть вся наша кровь содрогнется в воспоминании страданий Спасителя. Пусть солнце зайдет над нашими головами… Зайдет для того, чтобы взойти новой зарей Воскресения. Аминь! |